Дарование в человеке есть бриллиант в коре. Отыскав его, надобно тотчас очистить и показать его блеск.
А.В.Суворов.
Суворов…
Это имя несколько столетий назад заставляло трепетать всю Европу,
вселяло ужас в души талантливейших генералов того времени и было
одновременно одной из величайших гордостей Руси. Русские, произнося
"Суворов" говорили мысленно "Победа!", пруссаки же, турки, поляки,
французы и многие другие народы подразумевали что-то неизбежное и
смертельное. А.В.Суворов с самого детства мечтал о войне и военной
службе. Вот что говорит историк, биограф Суворова П.И.Ковалевский: "Над
всем царило желание служить в военной службе и неопределимое влечение к
военным подвигам. Его дух, его мысль одержали верх над телом, и он
достиг желанного" . У А.Суворова было слабое тело от природы, но была
также и великая сила воли, которая оказалась гораздо сильнее данной
природой физической слабости. "Победив свое тело, Суворов принялся за
самообуздание, за борьбу против духа в излюбленном и избранном
направлении. Он служил восемь лет солдатом. Суворов не считался только
солдатом, он был солдатом, причем нес свою службу без уклонений. Во
всей полной ее обстановке, со всеми лишениями и тяготами. И в этом
отношении он победил себя. Он подавил свои барские наклонности,
пренебрег сословными преимуществами, отверг возможность облегчений и
служил солдатом верой и правдой. Это была победа над духом, над
традициями времени, над обычаями сословия, над правами положения. Такой
характер, такая выдержка, такое самообладание резко выделяли Суворова
из среды подобных и способствовали образованию и укреплению в нем идеи
о превосходстве его личности над прочими. Эта борьба с собой развила в
нем и самоуверенность и даже самомнение, не в узком смысле, а в
благородном: самомнение о выполненном долге и превосходстве своей силы
воли. Он сам себе был обязан в победе над собой и своим превосходством". Нельзя
не согласиться со мнением биографа А.В.Суворова Ковалевским, так как
Суворов действительно в юношестве и в детстве занимался самообузданием
себя: купался в холодной воде, обливался, бегал под дождем, ну а потом
- нес все тяготы военной жизни. А.Суворов критично всегда относился
к армии и выявлял все ее недостатки. Но лучше всего их было видно
непосредственно в боевых действиях. В подтверждение - слова биографа
А.В.Суворова М.А.Рахматуллина: "Семилетняя война в целом имела для
Суворова не только значение первого опыта, но и была наглядным
показанием всех недостатков старого способа вести военное дело". Суворов
жил после Петра I, и неостывшие реформы последнего в сфере культуры
отложили отпечаток на характере полководца. По словам биографа
А.В.Суворова Пигарева, "…Суворов вполне подходил к типу нового русского
человека, воспитанного Петром. Руководящим правилом этого нового
человека было: "жить для пользы и славы государства и Отечества, не
жалеть здоровья и самой жизни для общего блага". Это правило внедрял в
его сознание сам Петр, не знавший частного интереса вне интереса
общего". К религии генералиссимус относился с почтением и никогда не
забывал Бога. И на службе, и у себя дома, и на войне, и в мире. На
экзерцициях, и на рекогносцировках, и даже в ссылке он оставался всегда
набожным. Ковалевский: "Суворов был очень религиозен и набожен. Часто
ходил в церковь, лично читал и пел на клиросе и старался поддержать
религиозность солдат". В нравственном воспитании Суворов, изучивший
за время своей солдатской службы психологию солдата, создавал такие
условия для рядовых, в которых они чувствовали себя непобедимыми. В
пример солдатам А.В.Суворов всегда ставил себя. По словам К.В.Пигарева,
"презрение к трусости было одной из отличительных черт нравственного
облика суворовца" . Рахматуллин же говорит, что "заботясь об обучении
солдат прицельному огню, Суворов требовал разумного сочетания огня со
штыковым ударом: "Береги пулю в дуле. Трое наскочат: первого заколи,
второго застрели, третьему штыком карачун!" и строго взыскивал с тех,
кто нарушал эту заповедь и допускал неоправданный перерасход патронов".
Так оно и было. Многие военные, враги А.Суворова, изворачивая его же
слова, говорили, якобы генерал отвергал батарейный огонь вообще,
признавая только штык.Ковалевский считает (и абсолютно верно, хотя
немного и гиперболично), что "…солдаты со своим командиром становятся
неутомимыми, неустрашимыми, не боящимися ни жары, ни холода, ни суши,
ни воды, ни голода, ни жажды. Суворов вселял в них идею, сам являлся
образцом выполнения и солдаты отдавались ему безраздельно и от всей
души. Солдаты были орудием в руках Суворова не только за страх, но и за
совесть, - из любви и преданности". Из эпистолярного наследия
Александра Васильевича Суворова до наших дней дошло множество
документов. Но знаменитейшие из них (отбросим рапорты, отчеты,
ультиматумы, донесения, реляции, диспозиции, письма и тому подобное) -
это "Суздальское Учреждение" и "Наука побеждать". В обоих произведениях
Суворов расписал как должен вести себя солдат в бою, вплоть до того,
когда и где кричать "Ура!", как одеваться, какой вести образ жизни.
Причем все это было написано "солдатским" языком без всяких
"литературных красот" и иностранных слов. Вот что думает об этом
К.Пигарев: "Суворовский" стиль речи - достояние начальника, осознающего
свое кровное родство с солдатской массой, а через нее - с родным
народом. Без этого сознания "суворовский" стиль - грубая подделка, мертвая форма". Взглянем
на этот вопрос глазами психолога: "Суворов сам всюду являлся образцом
храбрости, безбоязненности и самоотвержения, таковыми же были все в его
армии, начиная с великого князя и кончая простым солдатом" . То есть
этого великолепного результата А.Суворов добился сам! один человек -
переучил всю армию! И далее: "Суворов-офицер прежде всего проявляет
беззаветную храбрость, хладнокровие, умение схватывать и обсуждать
момент и полное самоотрицание. Суворов-начальник - душа солдат. Он
всегда с ними, он весь для них, он первый пример во всем. Ничего от них
не требует такого, чего не сделал сам". Авторитет А.В.Суворова был
настолько высок, что у русского солдата "нередко полные укоризны слова
"ты не русский", "это не по-русски" действовали сильнее любого
наказания". Пигарев утверждает, что "воспитывая в своих подчиненных
чувство нравственной силы, твердой уверенности в себя, Суворов изгонял
из официального языка термины, выражавшие понятия противоположного
свойства, высмеивал слова, отвечавшие инстинкту самосохранения". И это
утверждение абсолютно верно: фельдмаршал действительно искоренял многие
слова, пользуясь своим влиянием и авторитетом среди солдат. Это, так
сказать, была его победа с психологической точки зрения, но не одна. "Суворов
мастерски осуществил нравственную подготовку сражения. Объезжая полки,
он заряжал их духом непобедимости, вспоминал прошлые победы, вселял в
них уверенность в неминуемом успехе. "Богатыри, неприятель от вас
дрожит", - таков был лейтмотив его напутствий в бою". Но по мимо службы у А.Суворова была и личная жизнь. Обратим внимание на нее. А.В.Суворов
женился после очередной своей победы - у Гирсова - на Варваре
Прозоровской. А было ли у него семейное счастье? Ответ дает
П.И.Ковалевский: "При таком строе характера Суворов не мог быть хорошим
семьянином. Его семья - армия, его жена - служба, его дети - солдаты,
его интересы - успех боевой и слава Отечества". Опять-таки "в яблочко".
Суворов действительно был ужасным семьянином: дома он почти не бывал, а
жену воспринимал "не как человека, а как женщину". Прожили они недолго
и вскоре развелись. Теперь коснусь очень интересной темы характера
полководца: его часто "странного" поведения. Не глубокий знаток
психологических истин, прошу совета у П.И.Ковалевского: "Цену себе знал
и сам Суворов, и это служило причиною многих его выходок, трудно
оправдываемых в другом человеке. Суворов, несомненно, был царем своего
дела. Он был создателем новой системы войны, он был и гениальным
исполнителем ее. В результате - слава России, слава войскам, честь и
слава Суворову. Равных себе Суворов не видал. Эта-то уверенность в
своем превосходстве и делала то, что Суворов был крайне резок в
выражениях и нетактичен в действиях с равными и старшими себе.
Необыкновенно пылкий и стремительный, он часто высказывал в разговоре
то, чего не следовало бы, что вредило настолько же ему, как и его
гениальному делу". Таковы основные взгляды различных биографов - психологов, писателей, историков - на жизнь и деятельность великого полководца.
*
*
*
Итак,
закончена небольшая вступительная часть - введение - и теперь
начинается повесть, не просто рассказ, а повесть о великих деяниях
великого человека, навеки вписавшего свое имя в скрижали не только
отечественной, но и мировой истории.